Belart.by Молодые художники Беларуси

Когда

03/06/2016 - 26/06/2016    
10:00 - 19:00

Где

Категория

Загрузка карты ....

3 июня 2016 г. в 16.00 в Картинной галерее Г. Х. Ващенко состоится открытие выставки «Belart.by Молодые художники Беларуси» из фонда Национального центра современных искусств Республики Беларусь

Сілівончык Г. Кактэйль. 2008. п. а. 100х100Художественная выставка «Веlаrt.bу. Молодые художники Беларуси» представляет собой часть широкого исследования творческих процессов в стране. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство отражают многообразие художественных поисков молодых авторов. В экспозиции представлено более 50

художников, различных по своим творческим приоритетам. Их объединяет образность изобразительного языка, которая  основывается в первую очередь на классических видах художественной практики, трансформаций традиций национальной школы, любви к колориту, фигуративности,  поисках красоты. Авторы стремятся показать своеобразие белорусской действительности, раскрыть сущность человека, выразить его духовные и нравственные искания. Национальная и историческая тематика подсказывают сюжеты для многих композиций.

Абрамава Л. Нацюрморт на захадзе. 2007. пап. акв. 64х92Молодежь воспринимает окружающий мир ярко и созидательно, дополняя при этом эмоциональные ощущения философскими размышлениями и интеллектуальными посылами. И поэтому закономерно, что искусство рождает больше вопросов, чем дает ответов, заставляет задуматься над общечеловеческими проблемами. Эта особенность отличает станковую живопись. Работы Сергея Римашевского, Дениса Чубукова, Андрея Савича, Руслана Вашкевича, Екатерины Сумаревой, Владимира Климушки, Виктории Ильиной, Тамары Шелест, Зои Луцевич, Александра Каменца, Дениса Барсукова, Александра Сильвановича предлагают современное прочтение классических живописных жанров: пейзажа — как условного воплощения реального пространства; натюрморта — как сложной системы знаков и символов; портрета — как философского осмысления духовной сущности человека; тематической картины — как ассоциативных переживаний автора. Из наиболее значимых выразительных качеств  графического мастерства Романа Сустова, Андрея Басалыги, Юрия Алисевича, Ольги Никишиной, Татьяны Радивилко, Софии Пискун, Любови Абрамовой, Анастасии Дунец выделяются глубокий анализ истории и духовной жизни белорусского народа, заметная интеллектуализация творчества, аналитичность, обращение к логическим конструкциям в композициях. Для скульпторов Константина Селиханова, Юрия Анушко, Павла Войницкого, Андрея Осташева, Валентина Борздого, Олега Варвашени, Ольги Орсик, Павла Герасименко, Виктора Копача остается приоритетным сохранение академического мастерства, но при этом художники стремятся творчески переработать опыт предшественников, ищут новые пластические и сюжетно-тематические решения. Керамику Ирины Родкевич, Максима Колтыгина, Лилии Нищик, Евгения Одиноченко отличает художественная поэтизация предметов изображения.

Асташоў А. Лодка сяброў. 2007. бронза. граніт. ліцце. 39,5х33,5х14Многие участники выставки отмечены престижными международными наградами. Это в первую очередь относится к графикам. Так, Павел Татарников единственный в Беларуси обладатель двух призов «Золотое яблоко» биеннале книжной иллюстрации (Словакия), Юрий Яковенко получил 1-ю премию II-го Международной биеннале графики «Josep de Ribera» (Испания), Анна Тихонова стала победителем V-го Международного конкурса экслибриса «Homage to Astor Piazzolla» (Аргентина), Елена Шичко завоевала приз Международного конкурса мини-принта «М.К.Чюрленис-125» (Литва). Отмечены наградами и живописцы: Владимир Климушка – стипендиат Российского фонда имени А. Быстрицкой, Татьяна Кондратенко — обладательница специального приза группы свободной экспериментальной керамики школы Р. Раньери (Италия) на III-м Международном театрально-художественном фестивале «Zdarzenia» (Польша), Дарья Мороз — победительница конкурса ЮНЕСКО, что дало ей право демонстрировать картину «Огонь Олимпа» на открытии Олимпиады в Сиднее (Австралия), Анна Силивончик — награждена медалью «Талант и призвание» Международного альянса «Миротворец» (Россия).

???????????????????????????????

У молодых художников, представленных на выставке, уже сформировался собственный узнаваемый авторский стиль, в своих композициях они стремятся к обобщениям, философским размышлениям, диалогу со зрителем. В экспозиции можно увидеть пронзительные, богатые на эмоциональные оттенки, непохожие на обычные академические штудии работы. Лучшие представители нового искусства Беларуси трансформируют художественные формы, выходят за рамки стилей и жанров. Молодежь смело использует множество техник, материалов, экспериментирует, испытывает себя и зрителей, строит свою художественную реальность независимо от условности пластического языка. Многие участники выставки хорошо владеют традициями классической школы, демонстрируют отличные исполнительские качества, представляют интересные концептуальные находки. При этом знаковый концептуализм в их графических, скульптурных, керамических произведениях, композициях из металла может приобретать выразительную символику и философское содержание. В работах Валерия Малахова, Александра Некрашевича, Татьяны Гриневич, Ларисы Макатун и других молодых художников органически сосуществует фантастический и прозаическо-обыденный мир, соединяются академические наработки с условно — декоративными подходами к решению тем.

Піскун С. Вакно ў горад. 2006. пап. аловак. гуаш. 60х80Выставка «Веlагt.Ьу. Молодые художники Беларуси» определяет пространство белорусского искусства начала XXI века. Главным принципом построения экспозиции является не энциклопедический обзор всех существующих тенденций и направлений, а структуризация нового культурного поля, благоприятного для самоидентификации белорусского искусства.

И это неслучайно. Беларусь находится в географическом центре континентальной Европы, здесь проходил легендарный путь «из варяг в греки». И сегодня своеобразие белорусской действительности, уважение к традициям и стремление к новациям нашли яркое отражение в белорусском изобразительном искусстве. За короткий период освоение эстетических традиций в Беларуси набрало небывалый темп. Минск стал культурным центром с почти двухмиллионным населением. Здесь формируется большинство основных направлений развития современного искусства страны. Новый пластический облик столицы Беларуси и других городов устремлен в будущее, но во  многом состоит из напластований стилей предыдущих эпох. Поэтому своеобразная трансформация пространства и  времени, репродукционные рефлексии и поиск новых форм занимают особое место в художественном творчестве. В последние годы значительно выросла активность и областных центров. Кроме Витебска на влияние в новом  культурном пространстве претендуют Гродно, Могилев, Гомель, Брест.

Савіч А. Лічбы. 2009. п. акрыл. 90х120

Сегодня художественная жизнь в Беларуси многоплановая: открываются молодежные выставки, идет полемика между представителями разных направлений, многие художники выезжают за рубеж для культурного обмена, работают независимые творческие галереи, проводятся международные пленэры. Расширяется и жанрово-видовой  спектр изобразительного искусства. Активно утверждают себя арт-дизайн, фотоискусство, компьютерная графика, искусство акций.

Важнейшим фактором, определяющим становление современной белорусской культуры, остается Чернобыльская трагедия. Своими масштабами влияния на интеллектуальное пространство эта катастрофа затмевает для нас падение Берлинской стены. События 1986 года изменили общественное место человека, обусловили поиск новой концепции личности в искусстве, оказали значительное влияние на содержание общекультурных процессов,  обусловили их невозвратность к прежним идеологическим догмам. Сосредоточенность художника на проблемах внутреннего, а не социального мира становится своеобразной чертой современного искусства Беларуси. Осознание масштабов экологической катастрофы, ощущение ее непосредственного воздействия на каждого жителя привели к небывалой активизации молодежной творческой среды. Новые художественные достижения четче отразили отношение зрителей к происшедшему, изменили оценку предшествующего времени крупнейшими деятелями искусства. Человек после Чернобыля не желает быть подобным сверхчеловеку — создателю машин и покорителю неизведанного. Эксперименту в искусстве претит гигантизм.

В работах молодых художников, представленных на выставке «Веlагt.Ьу. Молодые художники Беларуси», нет агрессии, нигилизма, поверхностности, салонности, рефлексивности. Зато есть поиск, желание высказать собственное представление о современном мире и месте человека в нем. Это естественный процесс становления настоящего творца. Молодежь, которую можно назвать чистым голосом отечественной перспективы, во все времена «прорывалась» за счет здоровых амбиций, работоспособности, стремления к новациям, смелости.

Шаппо А. Прамінад. 2004. бронза. ліцце. 60х75

Современное искусство Беларуси сегодня как никогда стремится к активному взаимовлиянию с искусством других стран. Беларусь, ее прошлое и сегодняшний день – главная тема нашего изобразительного искусства, но в нем звучит и острое переживание диссонансов и проблем современности. Все это становится для молодых белорусских художников основой для философского поиска в поле нашего общего культурного пространства, помогает отражать новации современного искусства и демонстрировать самое искреннее уважение к лучшим традициям отечественной художественной школы.

 

Искусствоведы Михаил Борозна,

Наталья Шарангович

Belarusian Belarusian Chinese (Simplified) Chinese (Simplified) Russian Russian