«Разговоры в зелёных» — Выставка результатов IV Международного пленэра текстильной скульптуры
Организаторы:
- ГУ “Картинная галерея Гавриила Харитоновича Ващенко”
- Авторская некоммерческая концептуальная галерея «БРАМА»
- Галерея художников г. Спиша (Словацкая Республика)
Место проведения: ГУ «Картинная галерея Г. Х. Ващенко» по ул. Карповича, 4, г. Гомель
Авторская, некоммерческая концептуальная галерея «БРАМА» в 2015 г. провела IV Международный пленэр текстильной скульптуры “Разговоры в зелёных”, который продолжает свой путь во времени и пространстве.
Если I и II пленэры («Метафоры и метаморфозы» 2012 г. и – «Игры с дождем» 2013 г.) проходили 2-3 дня в Минске, III («Снежное лето» 2014 г.) — 5 дней в Смолевичах, то нынешний пятидневный пленэр прошел в Словакии, в живописном предгорном уголке Спишска Нова Вес.
Выставки по итогам I-III пленэров были показаны на ММКФ «Листопад 2012», на открытии театрального сезона 2013, во Дворце Искусства в 2012, 2013гг. (г. Минск), в республиканском проекте «Арена Беларт» к Чемпионату Мира по хоккею 2014г., на международной акции «Ночь музеев 2015» в Национальном Художественном Музее РБ (г. Минск) и в музеях Могилева, Гомеля, Гродно (2015г).
IV пленэр, в рамках концепции текстильной скульптуры, продолжает развивать пластическую мысль о средствах выразительности этого нового вида искусства и свойствах, делающих его скульптурой. На сей раз тема пленэра — «Разговоры в зеленых». Во-первых, она продолжает изначальную тенденцию монохромии, в которой более явственно прочитываются роли и функции силуэта, формы, фактуры – основных средств скульптурного языка.
Во-вторых, именно зеленый цвет, как зеленый свет, задуман в качестве символа свободы, открытой дороги, открытых возможностей для поиска и эксперимента. Также в зеленом привлекает огромная палитра оттенков.
Разговоры в данном случае – одна из категорий общения, психологического взаимодействия, взаимоотношений, широкой гаммы эмоций, возникающих между объектами общения, арт- объектами.
Объектами в данном случае могут быть абстрактные формы, знаки различных понятий, категорий, эмоций, предметов и объектов окружающего мира, характеров, душевных состояний, и других проявлений философии и психологии, выраженных пластически .
В произведениях пленэра предполагаются все виды художественного текстиля, все известные техники и технологии работы с материалом, самые смелые и неожиданные их соединения, а также авторские ноу-хау, что присутствовало и на всех предыдущих пленэрах.
Особенностью нынешнего форума является движение от пространственных композиций вообще к скульптуре как таковой, во-первых, и во-вторых, пластический мотив ограничен двумя-тремя элементами единой композиции. При этом, содержательный мотив, надеемся, будет иметь вариативность зрительских интерпретаций.
В пленэре приняли участие известные художники, педагоги художественных вузов и факультетов Республики Беларусь, Украины, России, а также выпускники и студенты.
В этом году пленэр носит несколько расширенный характер, как географически, так и в области видов искусства. Участники пленэра, кроме Словакии, побывали в Чехии (Прага) и Австрии (Вена), где живописцы и графики имели возможность сделать по-настоящему пленэрные этюды с натуры, в непосредственной близости к шедеврам европейской архитектуры.
Эти работы мы можем показать в выставке по итогам пленэра, соединив живопись и текстиль в одной экспозиции, тем самым снова продемонстрировать концепцию галереи «БРАМА» — «Искусство на стыке станкового и декоративного».
Выставка на сей раз проделала нетрадиционный путь. После премьерного показа в Словакии она отправилась в культурную столицу — Витебск, и с большим успехом прошла в Витебском художественном музее. Затем её радушно приняла Полоцкая художественная галерея, выставиться в которой мечтает каждый белорусский художник. Оттуда выставка проследовала в Бобруйский художественный музей — один из лучших выставочных залов Республики. На ночь музеев выставка приглашена в гомельскую Картинную галерею Г. Х. Ващенко. Дальнейший путь выставки — пока художественная тайна…
Лариса Финкельштейн
автор идеи и куратор пленэра,
основатель первой белорусской галереи «Брама»,
член Белорусского союза художников,
Белорусского союза дизайнеров,
Белорусского союза литературно-художественных критиков,
Международной ассоциации искусствоведов АИС (Москва).