25 января 2017 г. в 16.00 в Картинной галерее Г.Х. Ващенко по Карповича. 4. состоится открытие выставочного проекта «Неограненное искусство» — творчество маргиналов, людей с психиатрическим опытом (проживающих в ГУ «Психоневрологический дом-интернат №4 г. Минска»).
Выставка продлена!!!
Все мы живем в ритмах собственных забот, забывая порой оглядеться вокруг и заметить людей, которые остались в силу разных обстоятельств по другую сторону жизни… Стоп!
Люди, с отклонениями в психике… Табу или загадка? Да, они отличаются от обычных людей. И, тем не менее, живут среди нас: переживают, радуются, плачут. Болезнь приходит неожиданно. Генетический сбой, травма, инсульт. А дальше замкнутое пространство. Безысходность. Где найти выход?
В мире существует такое направление в искусстве как «Арт-брют» или «Аутсайдер-арт» (термин «аутсайдер-арт» ввел искусствовед Роджер Кардинал). Появилось оно в Европе в конце IX начале XX веков, когда некоторые европейские психиатры, собиравшие работы своих пациентов в диагностических целях, были вынуждены признать их художественное достоинство.
На сегодняшний день музеи «Аутсайдер-арт» существуют во многих городах Европы, таких как Лондон, Париж, Сан-Галлен и т.д. Так же в Москве и Санкт-Петербурге существуют большие коллекции работ, и раз в два года проводится фестиваль «Нить Ариадны», посвященный людям с психиатрическим опытом.
В нашей республике первая выставка «Аутсайдер-арт» прошла в Национальной библиотеке г. Минска в 2009 году, и за последние годы эту выставку могли видеть жители таких городов Беларуси, как: Гомель, Гродно, Светлогорск, Полоцк, Новополоцк, Минск, библиотека им.Пушкина, государственный Национальный художественный музей Республики Беларусь и т.д., в том числе и за рубежом: Республика Польша (г.Лодзь), Голландия (г. Эйнтховен).
Проживающие нашего дома-интерната инвалиды детства – это та категория людей, которым не повезло в самом начале жизненного пути, люди, лишенные нормальной полноценной жизни.
Уровень развития подопечных дома-интерната как у ребенка. И в таком состоянии они проживают всю свою жизнь. Самым лучшим лекарством для таких «вечно маленьких детей» стала арт-терапевтическая экспрессия. В мастерской они получают необходимый им заряд положительной энергии для дальнейшего саморазвития, поддержания хорошего психического состояния, а самое главное, реализовать себя, почувствовать собственную значимость.
Людей, живущих в интернате, нельзя назвать профессиональными художниками, но творцами от души – да. Их произведения – это изофантазии личностного «Я», монологи с самим собой и для себя, которые ведутся зачастую на уровне первичных эмоций, с выплеском душевного состояния. Именно эта квинтэссенция объединяет разные живописные работы в одну художественную выставку «Искусство аут-сайдеров», которая для одних стала спасением, а для других открытием новых граней искусства.
Ар брют — термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключённые, чудаки — одиночки, медиумы и т. п.). Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности, Ар брют не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д.
Аутсайдер-арт — в качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин искусство аутсайдеров, англ. outsider art, который ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал. Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство, визионерское или интуитивное искусство, фольк-искусство, новый вымысел (фр. Neuve Invention), примитивизм.