Дата мероприятия: 22.09.2016 г.
Время мероприятия: 16.00.
Название мероприятия: открытие сразу 2 проектов из фондов Могилевского областного художественного музея им. П. В. Масленикова:
Выставка живописи Павла Масленикова;
Выставка живописи Эраста Карповича;
Место проведения: ГУ «Картинная галерея Г. Х. Ващенко», ул. Карповича, 4, г. Гомель
Предпосылки:
В наше время количество смелых творческих экспериментов просто зашкаливает. Практически любой материал художники могут превратить в произведение искусства. Художники акцентируют наше внимание на проблемах, используют неординарные средства выражения, стараются привнести ранее неиспользуемые технологии… Но иногда нужно просто остановиться и оглянуться по сторонам. Нужно взглянуть на небо, на природу, на людей. Именно для таких моментов предназначены 2 новые выставки, которые Картинная галерея Г. Х. Ващенко организует совместно с Могилевским областным художественным музеем им. Павла Масленникова. Выставки качественной белорусской живописи! И если имя Павла Васильевича Масленникова достаточно известно, то Эраст Карпович для гомельских ценителей изобразительного искусства, мы надеемся, будет открытием.
Материалы о художниках подготовила искусствовед, заместитель директора Могилевского областного художественного музея имени П. В. Масленикова — Светлана Викентьева Строгина
Павел Васильевич Маслеников
Имя П. В. Масленикова – одно из самых уважаемых в белорусском искусстве, научных кругах. Его жизнь и творческая деятельность самым неотъемлемым образом связана с историей нашей республики, становлением ее культуры. Родился П.В. Маслеников 1 февраля 1914 года в деревне Низкая улица, недалеко от Княжиц.
Его творческую судьбу определило Витебское художественное училище, где преподавали ведущие мастера Ф. Фогт и И. Ахремчик. По окончанию училища он был отобран в числе пяти лучших учеников для работы в Государственный Академический театр оперы и балета.
Великая Отечественная война прервала творческую деятельность П.В. Масленикова на года. Художник воевал на Западном и Северо-Западном фронтах, принимал участие в разгроме немцев под Москвой. В 1943 году он был награжден медалью «За оборону Москвы», а в 1945 г. – медалью «За Победу над Германией».
Война отняла много сил, времени, здоровья, но судьба пощадила его, он уцелел. В 1946 г. после демобилизации П. В. Маслеников вернулся в родной театр и сразу же включился в нелегкий труд художников-декораторов первых послевоенных лет. Декорации писал в полуразрушенных помещениях, при слепом свете керосинки, не хватало красок, материалов, не было мастерских. Но его творческие возможности, казалось, были безграничны, духовный и интеллектуальный заряд мощный…
В различные годы на первый план выходил тот или иной вид деятельности, но в основе его творчества всегда были живопись и теоретические исследования.
Истории нашей национальной тематической живописи П.В. Маслеников посвятил свою монографию «Белорусская советская тематическая живопись» (1962). Исследования П.В. Масленикова в этой области легли в основу отдельных разделов шеститомника «История белорусского искусства» и других научных и просветительных работ.
Значительный вклад внес П.В. Маслеников в организацию художественного образования и подготовки белорусских педагогических кадров, будучи ректором Белорусского театрально-художественного института.
Он расширил систему художественного образования, создав кафедры разных видов искусств, в том числе искусствоведение и театроведение. Во многом благодаря и его усилиям в Минске основана художественная школа-интернат для талантливых детей имени его любимого педагога И. Ахремчика.
Ко многим добрым делам имел отношения П.В. Маслеников. Добрую память о себе он оставил городу Могилеву, подарив 125 своих лучших работ музею, где состоялась его первая знаковая встреча с искусством.
Эраст Яковлевич Карпович
Одним из старейших художников Могилева является Э.Я. Карпович.
Родился он 23 сентября 1909 года в городе Могилеве, в семье служащего крестьянско-поземельного банка Якова Ивановича Карповича. С самого детства Эраст любил рисовать и с 10 лет стал посещать художественную студию, где учился у художника Котова (по словам Э.Я. Карповича, достаточно хорошо известного в художественных кругах Москвы), а также у Г. Пархоменко, который отмечал его талант в рисунке и живописи.
В 1925 году Э. Карпович был принят в Витебский художественный техникум без экзаменов. Первым его встретил известный художник – Валентин Викторович Волков. Посмотрев работы юноши, сказал, что примет его, несмотря, что занятия шли уже два месяца. Его учителями были Ф. Фогт, М. Энде. Учился Э. Карпович вместе с А. Бембелем, А. Жоровым, Гусаревичем, Р. Семашкевичем.
Жизнь в Витебске была шумной, бурливой, много творческой молодежи, знаменитых художников. Не раз бывал в мастерской Ю.М. Пэна и наблюдал за его работой. Удивлялся огромному количеству работ, которыми были увешаны все стены мастерской. Беседы на тему изобразительного искусства заставляли переосмысливать выполненные этюды и с огромным желанием идти вперед.
Проучился Эраст Яковлевич Карпович в Витебске 4 курса, затем волею судьбы оказался в Москве, выдержал экзамены на высшие курсы (которые потом назывались Ассоциацией художников России). К этому времени он уже был членом ОМАХР – объединения молодежной ассоциации художников революционной России. 4 апреля 1928 года получил членский билет № 201 и с этого года стал работать художником- оформителем в Музее Революции, а затем в Политехническом музее и в музее Антропологии. В 1939 году Эраст Яковлевич в составе группы ученых антропологов выезжает в экспедицию на Северный Урал. Сохранился дневник с записями и рисунками.
Великая Отечественная война прервала мирную жизнь. Эраст Яковлевич прошел ее в должности старшего лейтенанта. Во время Великой Отечественной войны был пиротехником. Вместе с другими солдатами, готовил снаряды для Ленинградского и Карельского фронтов, занимался маскировкой объектов артбазы. Конец войны встретил в Измаиле, где написал произведение “Штурм крепости Измаил” для музея А.В. Суворова. (В фондах Могилевского областного художественного музея имени П.В. Масленикова хранятся эскизы, этюды к этому произведению)
В 1948 году после демобилизации, Эраст Яковлевич возвращаемся в родной город Могилев. Занимается преподавательской деятельностью в педагогическом училище, а с 1956 года руководит художественной студией в Доме Пионеров, с 1960 года работает художником-оформителем в художественных мастерских. Все эти годы плодотворно трудится, создавая удивительные работы, посвященные родному городу. Этот период характеризуется интересными и неожиданными композиционными и колористическими поисками. Мотивы этих произведений всегда просты, но проникновенны благодаря богатству и одновременной сдержанности колористической гаммы. Художник был результативен в разных жанрах живописи, работал в графике.
В 1984 г. в выставочном зале г. Могилева состоялась персональная выставка, посвященная 75-летию со дня рождения художника. Она ярко свидетельствовала о талантливости и самобытности художника. Однако судьба приготовила ему тяжелое испытание в жизни. В 1991 году художник перестал видеть, он стал инвалидом по зрению 1 группы и жизнь начала вести другой отсчет. Его произведения теперь были только в его снах.
Но творчество художника не было предано забвению.
К 95 -летию со дня рождения Эраста Яковлевича Карповича, 29 июня 2004 года В Могилевском областном художественном музее имени П.В. Масленикова была организована его большая, ретроспективная выставка. Чтобы показать ретроспекцию всей творческой деятельности мастера, пришлось заняться поиском тех работ, которые были написаны художником для различных организаций, активно включиться в работу научным сотрудникам экспозиционного отдела и художнику-реставратору Могилевского областного художественного музея имени П.В. Масленикова.
В благодарность за проделанный огромный труд Эраст Яковлевлевич подписал договор дарения, где указал, что все творческие работы, представленные на выставке передаются в дар музею.
Среди них: “Старая улица” (1970), “Окраина” (1968), “Старые дома” (1960), “Утро на Днепре” (1960), “Старый дом, старый человек, старое дерево” (1964), “Городской пейзаж” (1989), “На вечном покое” (1991) и многие другие.
Искусствовед, заместитель директора
Могилевского областного художественного музея
имени П.В. Масленикова Светлана Строгина
Ждем встречи с Вами!