Арт-Ликбез

termins_web

Краткий словарь художественных терминов

Акцент — выделение цветом, линией или расположением (лица, предмета или фигуры) для привлечения особого внимания зрителей.

Багет — деревянная или пластиковая планка для изготовления декоративных рам.

Вернисаж  — торжественное открытие выставки.

Граттаж — техника выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом по бумаге покрытой воском и тушью.

Грунт — тонкий слой специального состава, наносимый на холст или другую основу,  для предотвращения  впитывания  связующего вещества (масла).

Деформация — художественный прием,  изменение, искривление формы изображения.

Декоративность — художественные свойства, усиливающих эмоционально-выразительную и художественную роль изобразительного искусства.

Диптих — две картины, связанные одним сюжетом, идеей или замыслом, выполненные в одной технике.

Детализация — тщательная проработка деталей изображения.

Жанр — исторически сложившееся подразделение во всех видах искусства. (основные жанры классического изобразительного искусства: «портрет», «пейзаж» (включая направление «марина»), «историческая живопись», «батальная живопись», «натюрморт, «жанровая живопись», «архитектурная живопись», «религиозная живопись», «анималистическая живопись», «декоративная живопись»)

Жухлость — изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины теряет блеск и яркость красок.

Колорит  — соотношение цветовых тонов.

Коллаж  —  наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Композиция  — построение художественного произведения. Правильная композиция придает произведению единство и целостность.

Корпусное письмо —  прием в живописи; наложение красок плотным, непрозрачным слоем.

Кракелюр  — мелкие трещинки красочного слоя в произведениях живописи.

Лессировка  — прием живописной техники, нанесение полупрозрачных красочных слоев.

Мастихин (шпатель) — инструмент  в виде  лопатки для нанесения краски на холст ровным слоем или наоборот, придания красочному слою  рельефности.

Миниатюра — произведение изобразительного искусства небольшого размера.

Мольберт — станок для живописи, на котором закрепляются подрамник с холстом, картон или другая основа будущей картины.

Монохромия — одноцветность.

Набросок — произведение живописи, графики или скульптуры  бегло и быстро исполненное художником.

Нюанс — очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.

Основа — холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и красочный слой в живописи.

Палитра — 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.

Паспарту — картонная рамка для картины.
Пастозность  — вид красочного слоя, который возникает при неровном нанесении густой краски.

Перспектива — система изображения объемных тел на плоскости, передающая пространственную структуру этих тел и расположение их в пространстве.

Пленэр — живопись на открытом воздухе.

Подмалевок — подготовительная стадия работы над картиной,  в технике многослойной масляной живописи.

Подрамник — деревянный  каркас, на который натягивается холст для написания картины.
Полиптих — произведение живописи, состоящее из четырех и более самостоятельных частей на общую тему.

Полихромия — многоцветность.

Полутень — элемент светотени;  промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

Профиль — вид лица или предмета сбоку.

Размывка — техника работы кистью с обильным применением воды, дающая  сложные и богатые живописные эффекты в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.

Ракурс — перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Растушевка — растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью.

Репродукция  — 1.) Воспроизведение картин, рисунков путём фотографии, клише и т. п. 2.) Картина, рисунок, воспроизведённый типографским способом.

Ретушь — исправление изображений.

Рефлекс —  отсвет цвета и света на каком-либо предмете от плоскости или от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.).

Розетка  — орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка.

Светосила — в живописи — степень насыщенности цвета; сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам; в графике — степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.

Светотень — градации светлого и темного, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета. Градациями светотени являются: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Сепия — 1) прозрачная коричневая краска для рисунков кистью и пером; 2) название одной из коричневых красок на основе коричневого пигмента, добытого из черной жидкости каракатицы.

Соус — приготовленная из графита или сланца с водой застывшая масса, употребляемая для рисования кистью. Соус — один из видов пастели.

Станковая живопись — живопись, созданная на станке (мольберте). В отличие от монументальной, произведение станковой живописи создаётся на нестационарном основании: холсте, картоне, доске, бумаге, шелке.

Стилизация —  упрощение рисунка, формы, цвета и объема.

Сухая кисть — технический прием, сочетающий живопись и графику — работа жесткими кистями, слабо насыщенными масляными красками на негрунтованной ткани или бумаге.

Сухая игла — вид техники гравирования, рисунок процарапывается иглой на металлической доске.

Темпера — живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии из: 1) воды и яичного желтка; 2) разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.

Терракота — вид керамики, неглазурованные изделия из обожженной цветной глины.

Тон — основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и придающий единство колориту.

Тональность — особенность художественного произведения, определяется соотношением его цветов или тонов.

Трафарет — приспособление для оттиска красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива.

Триптих — произведение живописи, состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему. Обычно средняя часть триптиха выделяется большей значительностью содержания и размерами.

Фактура — свойства поверхности художественного произведения.

Флейц  — круглая кисть из мягкого волоса с коротко обрезанным концом для нанесения  краски тончайшими слоями.

Фрагмент — часть произведения.

Художественная техника — совокупность способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение.

Цветовой контраст — сопоставление дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Контрасты дополнительных, холодных и теплых цветов являются неотъемлемым элементом цветового решения картин.

Цикл  — серия живописных, скульптурных или графических произведений, объединенное одной темой, сюжетом и техникой изображения.

Экспрессия — выразительность,  произведений живописи и пластики. Часто это передача движения или ярких эмоций.

Энкаустика  — восковая живопись, выполненная горячим способом.

Эскиз — предварительный набросок художественного произведения или его части.

Этюд  — произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения.

Этюдник — переносной ящик для красок, кистей со специальным местом для этюдов.